Аукцион «Все Звезды»
Коллекции аукциона


Регистрация на istarПомощь
Лоты ГарантииО проектеЗаказать
НовостиМои настройкиПополнить счет
Логин  
Пароль

Разделы
Актёры (55)
Музыканты (64)
Политики (11)
Военачальники (1)
Космонавты (1)
Спортсмены (21)
Классическая музыка (1)
Балет (3)
Писатели и поэты (6)
Олигархи (4)
Знаменитые узники (3)
Фильмы (16)
Мода (2)
Коллекции (18)
Фотографии (11)
Коллекция А. Крылова (24)
Отправить ссылку на аукцион другу Отправить другу
Для прессы Для прессы






( Музыканты / Писатели и поэты ) / Окуджава Булат

Булат ОкуджаваБулат Окуджава

ОКУДЖАВА Булат Шалвович (9 мая 1924 — 12 июня 1997), российский поэт, исполнитель собственных песен, лауреат Государственной премии СССР (1991).. В стихах (сборники «Март великодушный», 1967, «Арбат, мой Арбат», 1976, «Посвящается вам», 1988, «Милости судьбы», 1993) и прозе (повесть «Будь здоров, школяр!», 1961; исторические романы «Бедный Авросимов», 1969, о П. И. Пестеле, в последующих изданиях — «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов» 1976-78, «Свидание с Бонапартом», 1983) — частная человеческая жизнь в ее сложных взаимосвязях с течением истории. В авторских песнях Окуджавы, звучавших нравственным камертоном в эпоху застоя, сквозь романтически преображенные картины будничной жизни, мягкую доверительную интонацию и тонкий лиризм проступает твердость этических ориентиров, безупречная верность высокому духовному выбору. Среди наиболее известных песен Окуджавы — Песня о последнем троллейбусе, Песенка об Арбате, Надежды маленький оркестрик, Молитва, Песня о Моцарте, Союз друзей и многие другие.    Дискография: Пока земля еще вертится (SoLyd Records, CD, 1994)А как первый (SoLyd Records, CD, 1997)
Источник: http://music.km.ru/

Булат ОкуджаваОКУДЖАВА, БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924–1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.
Свою первую песню – Неистов и упрям... – Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Всенародная слава Окуджавы-барда вызывала подозрительное отношение к нему у партийных идеологов, а также завистливо-снобистскую реакцию со стороны многих литераторов, долгие годы стремившихся отлучить его от «высокой» поэзии. Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в.

Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.

Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В.Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.

Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры – матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера – Надежда – Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т.п.) стала частью общенационального языка.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965–1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969–1970), Путешествие дилетантов (1971–1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990–1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.

Окуджаве принадлежат сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1965), Верность (1965), он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино.
Умер Окуджава в Париже 2 мая 1997.

Источник: http://music.greenwater.ru/


Булат ОкуджаваЮрий Визбор  ФОРМУЛА ВРЕМЕНИ

     Писать о песенном творчестве  Булата  Шалвовича  Окуджавы  - дело трудное. Он все написал о  себе  сам.  Его  творчеству  не нужны ни переводчики, ни толмачи,  ни  толкователи.  Шокирующие своей дремучестью предисловия - "...я в этом произведении хотел изобразить..." - это не для него. Он что хотел,  то изобразил. Что намеревался сказать - сказал. Поэтому статья моя  -  просто заметки старого поклонника и любителя песен Булата Окуджавы.


Песня, как и всякий другой вещественный предмет, разумеется, стареет.  "Стих может  постареть  и  ржавчиной  покрыться  иль потемнеть, как медь времен Аустерлица"...  Кто  сейчас  рискнет вспомнить песни  четвертьвековой  давности? Самые  популярные: "Мишка", "Ландыши", "Чудо-песенка", "Королева красоты". И когда среди этой однодневной травы,  на  шипящем  всеми  коленками  и сухожилиями магнитофоне "Спалис", где  лента  шла,  как  старая недовольная змея, появились первые песни Булата  (вот  Булат  - это было просто, но  фамилия  была  действительно  заграничная, некоторые полагали,  что  тайный  он  итальянец)  - вот  когда потянулись песенки через Москву 1958 года,  как  через  головку магнитофона -  тут,  судари,  раздались  непристойные  крики  и резкие высказывания. "А где,  товарищи,  метафора?  Где  она  - царица поэзии? "Последний троллейбус" - ни одного  поэтического сравнения. И что это за скворчонок? Кто он такой? Он  вообще  - существует? А "круглые затылки"? Они и без того  круглые.  Все, что он пишет - банальность. Ах,  какая  игра  слов: Королев  - король! И это в те дни, когда наши лучшие  молодые  поэты  дают нам, понимаете ли, буквально образцы нового слога, новой  рифмы - Фидель - фитиль!  -  этот  с неизвестной  фамилией  пытается добиться  дешевой  популярности  при  помощи гитары,  отвлекая молодежь от современных задач!" Ах, судари мои, было  все  это, было. "Литературщина", "цыганщина", "нытье". Конечно, никто  не передавал, не печатал. Лишь наивный журнал "Пионер" опубликовал песню о барабанщике, полагая,  что  раз  барабан  -  пионерская тематика.

Булат ОкуджаваНесмотря на возмущенные крики с литературной стороны,  песни эти  все  пелись  и   пелись,   пелись   группами, отдельными коллективами, и что самое страшное - пелись  в  одиночку.  Так сказать, индивидуально. И правда - что поражало в  этих  первых дошедших до Москвы песнях Булата Окуджавы - так это  пушкинская простота. В то время, когда  вся  молодая,  да  и потянувшаяся вслед за тонконогой модой пожилая поэзия пытались поразить  мир то   лесенкой   строк,   то криками   на   стадионах,   песни малоизвестного молодого   человека   достойно   и    спокойно представляли глубинную, основную струю национальной поэзии. Две правды были в них  -  правда  жизни  и  правда  художественного образа. Оттого эти песни и были и стали современными и никак не cобираются стареть. И не только это происходит  потому,  что  в них изображены быстроменяющаяся технология временного  мышления или архитектура  шатких сиюминутных  ценностей.  Песни  Булата Шалвовича - это поистине формула времени, начиная от прямого ее выражения "как просто быть солдатом"  -  и  кончая сложнейшими философско-поэтическими притчеобразными построениями, о которых можно писать целые трактаты. Именно поэтому песни  Окуджавы  не покрываются пылью времен и, берусь это утверждать  как  до  сих пор действующий исполнитель, эти песни четвертьвековой давности можно исполнять на любой аудитории, несмотря  на  то,  что  они известны более, чем  что-либо.  Они  стали  настоящими песнями задолго до того, как робкие издатели решились их издать.

Я рискну утверждать, что Булат Окуджава творит и  существует к счастью для нас. Это не  просто  присутствие  в  национальной поэтической атмосфере некоего эталона, это и просто наш хороший знакомый, не кичащийся своей сердечностью, не выставляющий, как говорят американцы, "лучшую ногу  вперед",  которого  слава не сделала другим. Само присутствие  великого  мастера,  создателя современной песенной классики  в  нашей  жизни  подобно  ясному свету. Во  всяком  случае, каждый  сочинитель,  выступающий  в песенном жанре, может каждую минуту сверить  свои  собственные усилия с живым творчеством Булата.

Когда на  аэродроме  Внуково-2  под  развевающимися  флагами труженики почетного караула показывают удаль и молодечество под музыку композитора Окуджавы, я всегда с улыбкой  думаю  о  том, что   мы   привычно   называем словом   время.   Под   музыку самоучки-гитариста,   не   знающего   даже   нотной грамоты, совершаются  официальные  государственные  церемонии. Впрочем, свидетельство ли это успеха? Я совсем не в этом смысле.  Просто при этом всегда вспоминаются  статьи  о  Булате  в  молодежной прессе  с  нарочито  плохо скрытыми  оскорблениями.   Проходит почетный караул, вдрызг разбивая хромовыми сапогами тонкие лужи на  бетонных  плитах.  Проходит  время,   разрушая "ошибочные представления и кучу мнимых аксиом". Сгнивают заборы на  старых писательских дачах.  Стареют  телевизионные  дикторы,  облысели некогда кучерявые  авторы  самодеятельных   песен.   А   песни остаются. Вот в этом счастье.

В  одной  из   статей   критик   Юрий   Карякин   высказывал замечательную мысль: Родиной для человека является не только та часть земли, на которой он родился  и  живет,  но  и  Время,  в которое он живет. В этом смысле я думаю, что  та  часть жизни, которая уже прожита нами,  любителями  песен  Булата  Шалвовича Окуджавы, кровно и неразрывно связана с его именем.
1984

Фотографии: http://www.peoples.ru/

Новые лоты:Заказать


Новости

10.06.17  По какому принципу формируется цена на лоты?


10.06.17  На аукцион выставлены две уникальные рукописи Владимира Высоцкого.


10.06.17  Право на обед с миллиардером Уорреном Баффеттом продали на благотворительном аукционе за $2,6 млн


09.06.17  В Германии выставлены на аукцион 14 картин Гитлера


08.06.17  Режиссер «Жизни Адель» продает «Золотую пальмовую ветвь» ради нового фильма


28.05.17  Самолет Элвиса Пресли продан на аукционе за 430 тысяч долларов


17.04.17  Письмо Эрнеста Хемингуэя к Марлен Дитрих оценили в 30 000 долларов


17.04.17  Портсигар Германа Геринга выставлен на аукцион



Оригинальные дизайнерские футболки


Реклама на сайте Наши баннеры Сотрудничество Партнеры Подписаться на рассылку